Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Совершенно очевидно, что развитие цифровых технологий фундаментальным образом изменит все области человеческой деятельности.

Услуги логистики для оптовой торговли фармацевтической продукцией должны удовлетворять специальным условиям. Компания KNAPP предлагает инновационные решения для всех технологических этапов цепочки поставок в сфере здравоохранения.

Сергей Потапов, директор по логистике крупнейшего производителя сэндвич-панелей с пенополиуретановым утеплителем «ПрофХолод», рассказывает об изменениях в подходе к логистике со стороны производителя.

В России хотят ввести регламент, согласно которому производители фастфуда будут указывать подробный состав продукта, а также снабжать его надписями о вреде для здоровья.

Россельхознадзор получил возможность отслеживать по России транзит продукции из стран, подпавших под российское продовольственное эмбарго.

Впервые обмен юридически значимыми электронными документами между компаниями в России и Белоруссии обеспечили СберКорус и белорусский EDI-провайдер "Современные технологии торговли".

/ Статьи

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Ирина Пустохина, к.э.н., доцент кафедры логистики, Государственный университет управления

Денис Пустохин, к.э.н., старший преподаватель кафедры логистики, Государственный университет управления

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы [1].

Концепция ориентирует государство и российское общество на стратегию устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей не только нынешнего, но и будущего поколения людей.

Таким образом, понятие «устойчивое развитие» имеет три составляющих: экономика, общество, экология (рис. 1). 

Основной целью городской логистики как элемента устойчивого развития городов является определение и минимизация негативного воздействия логистической деятельности на окружающую среду города.

Преимуществами управления городской логистикой являются:

■ экономическая выгода – снижение издержек;

■ социальная выгода – улучшение качества жизни;

■ экологическая выгода – сокращение использования ресурсов, сокращение использования энергии и выбросов углекислого газа.

Урбанизация оказывает негативное влияние на окружающую среду и ведет к таким проблемам, как заторы на дорогах и загрязнение воздуха.

Согласно данным аналитической компании INRIX, в 2016 году в Москве можно было простоять в пробках в среднем 91 ч за период 240 дней, что уступает в мировом масштабе только Лос-Анджелесу со 104 ч. В топ-25 мирового рейтинга помимо Москвы входят также российские города: Краснодар – 18-е место и СанктПетербург – 22-е место (рис. 2) [2].

Обеспеченность личными автомобилями, с одной стороны, является признаком экономической стабильности и финансовой состоятельности жителей страны. С другой – приводит к таким проблемам, как заторы, дорожно-транспортные происшествия, нехватка мест для парковки. К тому же сотни тысяч двигающихся по городу автомобилей неблагоприятно влияют на экологическую обстановку города.

Альтернативой передвижению на личных автомобилях в крупных городах является система каршеринга. Каршеринг (англ. carsharing) – это система краткосрочной аренды автомобилей с поминутной оплатой. Основная идея каршеринга состоит в том, что клиент платит только за время пользования автомобилем.

Каршеринг является одним из глобальных трендов развития экономики совместного пользования, когда население отказывается от приобретения благ в собственность, но продолжает иметь доступ ко всем достижениям научного прогресса, используя их совместное потребление.

Концепция совместного потребления в современной трактовке была впервые описана Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс. Они определили экономику совместного потребления как стремительный взрыв в обмене, разделении, бартере, торговле и сдаче в аренду, переделанный с помощью последних технологий и обменных торговых площадок, позволяющий достигнуть масштаба, который не был возможен ранее [3].

В отличие от классического проката автомобиля, для пользования системой каршеринга достаточно один раз заключить договор с поставщиком услуги. После этого клиент арендует машину прямо через мобильное приложение.

Впервые программу каршеринга попытались реализовать в 1948 году в Цюрихе. Проект просуществовал пару лет. В последующие 50 лет локальные каршеринг-сервисы открывались как в Европе, так и в Северной Америке. Эти небольшие компании, или клубы, не приносили особого дохода своим владельцам и создавались, скорее, для удобства их участников. Кстати, в Великобритании систему каршеринга до сих пор называют автоклубами (car clubs).

Распространение системы каршеринга отмечают с 2000 года, когда одновременно были созданы две крупные компании, процветающие и по сей день. В США появился ZipCar, а в Великобритании – City Car Club.

Ряд крупных автомобильных концернов запускают собственные услуги передачи автомобилей пользователям без его приобретения в собственность. Об этом свидетельствуют программы каршеринга, которые есть, например, у концерна Daimler под названием Car2Go, у General Motors – сервис Maven, который уже работает во многих крупных городах США, у BMW – ReachNow, работающая в Сиэтле, у Toyota – Drive To Go в Японии, у Volvo запущено два проекта – Sunfl eet в 50 городах Швеции и Care by Volvo.

В России первые каршеринг-сервисы появились в 2013 году. В Москве начала работу компания AnyTime, а в Санкт-Петербурге – Street Car. Рынок был еще не «разогрет». Продвижение сервиса шло медленно, убытки росли. В результате в декабре 2015 года Street Car объявил о приостановке своей деятельности. В Москве идея поминутной аренды прижилась лучше. AnyTime работает до сих пор.

В настоящее время услуга каршеринга предоставляется только в нескольких крупных городах России. При этом Москва по динамике роста автопарка каршеринга занимает первое место в мире.

Изучение опыта крупных городов Европы и Азии показало его положительное влияние на разгрузку городского трафика, вследствие чего 19 августа 2015 года было принято постановление № 523-ПП о внесении изменений в постановление № 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве» от 17 мая 2013 года, регламентирующее выдачу льготных парковочных разрешений на 3 года стоимостью 20 000 руб. в год для операторов каршеринга. Таким образом, Москва стала первым городом на территории РФ, официально поддержавшим и развивающим каршеринг. Результатом данной поддержки явилось создание Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы проекта «Московский каршеринг».

Стандарты московского каршеринга:

■ экологический класс не ниже «Евро-4»;

■ оборудование ТС системой GPS / ГЛОНАСС;

■ наличие полиса ОСАГО;

■ возраст авто не более 1 года на момент подачи заявления о предоставлении льготы;

■ наличие цветографической окраски в соответствии с утвержденным брендированием;

■ предоставление услуги в режиме 24/7;

■ круглосуточный колл-центр;

■ наличие ПО для бронирования авто.

Проследим хронологию развития каршеринга в России.

В мае 2015 года второй на московском рынке начала работать компания YouDrive, а с сентября 2016 года – в Санкт-Петербурге. Заявление «Умный взгляд на владение автомобилем» подкреплено парком автомобилей Smart разных конфигураций. По словам основателей YouDrive, компакт-кары и электрокары могут вызывать у пользователей больший эмоциональный отклик, чем утилитарные бюджетные седаны. Таким образом, компания занимает нишевую позицию: каршеринг – это чуть интереснее, чем передвижение из одной точки в другую.

Осенью 2015 года на рынок вышел оператор московского каршеринга «Делимобиль». «Делимобиль» позиционируется как «федеральный каршеринг». Компания получила разрешение от мэрии Москвы о льготной парковке в платных зонах. Ее автомобилям выделили места в крупнейших столичных аэропортах. С середины декабря «Делимобиль» начал работать в СанктПетербурге.

В конце декабря 2015 года в Москве заработал третий оператор каршеринга – Car5. Отмечают, что у компании самые низкие тарифы.

В октябре 2016 года в Москве начала работу компания BelkaCar. BelkaCar запустила направление BelkaBlack, заявленное как «каршеринг бизнес-класса». Запуск стал эффектной рекламной акцией, которая принесла много новых пользователей. Однако закрепить за собой звание «каршеринга бизнес-класса» сервису не удалось, аналогичные предложения сразу же появились и у конкурентов.

В декабре 2017 года в Москве запустился новый оператор каршеринга «Карусель». Стоит отметить, что «Карусель» – это каршеринг с российскими автомобилями. По словам генерального директора компании «Карусель» Ивана Серебренникова, главное преимущество компании в том, что они собираются вырастить очень большую сеть, а это означает доступность автомобиля у подъезда практически каждого пользователя.

Более подробная история развития каршеринга в РФ представлена в табл. 1.

Итак, можно сказать, что в отрасли каршеринга в РФ слишком мало компаний, также можно указать на малый охват территорий и малое число городов, в которых действуют подобные сервисы [4].

Проследив развитие каршеринга в Москве, отметим стремительный рост количества автомобилей и числа активных пользователей (рис. 3). Следовательно, услуга каршеринга становится более востребованной у жителей Москвы в связи с ростом парка машин, расширением зоны действия и популяризацией сервиса.

 

На май 2018 года департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы сотрудничает с 15 компаниями-операторами. У каждого из них свой автопарк, зоны и условия использования. Более подробную информацию о всех компаниях-операторах по предоставлению услуги каршеринга в Москве мы собрали в табл. 2.

Таким образом, количество автомобилей в парках московских компаний по предоставлению услуги каршеринга немного превышает 12 000 автомобилей. Однако для города с населением более 12 млн человек этого недостаточно, чтобы сервис стал массовым. Сравнивая с другими городами, в Берлине на 1 тысячу жителей приходится 0,66 машины в системе каршеринга, в Вене – 0,64 автомобиля, в Милане – 1,16 автомобиля, в Риме – 0,41 автомобиля, в Лондоне – 0,33 автомобиля [5–7].

Рассмотрим достоинства и недостатки каршеринга (табл. 3).

Проанализировав достоинства и недостатки каршеринга, подчеркнем, что достоинства перевешивают его недостатки. Сервис активно развивается во всем мире, и Россия не исключение. Согласно данным аналитиков рынка «Автонет», количество пользующихся услугами поминутной аренды автомобилей в мире к 2024 году достигнет 30 млн, а объем глобального рынка каршеринга превысит 16,5 млрд долл., показывая в ближайшие годы средневзвешенный рост 34,8% в год.

Можно сказать, что городской каршеринг является неизбежным будущим мегаполисов. Он очень удобен, а также способствует улучшению транспортной и экологической ситуации в мегаполисах. Распространение каршеринга позволит миру экономить 5,6 млрд долл. ежегодно, сократит выброс углекислого газа на 15% и повысит скорость городского движения на 60%. Кроме этого, каршеринг способствует сокращению требуемых в городе парковочных мест [6–8].

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что внедрение современных идей в рамках городской логистики означает улучшение качества бизнеспроцессов, протекающих в городской среде. Предоставление новых решений и услуг в сфере городской логистики будет способствовать улучшению экономических, экологических и социальных ценностей, что окажет содействие в повышении конкурентоспособности и устойчивости развития города в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ, № 440, 1996.

2. Los Angeles Tops INRIX Global Congestion Ranking. Электронный ресурс: URL: http://inrix.com/pressreleases/los-angeles-tops-inrixglobal-congestion-ranking/

3. Botsman R., Rogers R. What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Co n s u m p t i o n . – N ew Yo r k : HarperBusiness, 2010.

4. Подгайская А. Экономика совместного потребления: зарубежный и отечественный опыт // Общество и экономика. – 2017. – №2. – С. 36–44.

5. Rabbitt N., Ghosh B. A study of feasibility and potential benefi ts of organised car sharing in Ireland // Transportation Research Part D. – 2013. – P. 49–58.

6. Каршеринг в России пока далек от зрелости. Электронный ресурс : URL: https://ria.ru/ society/20180221/1515086813. html

7. Каршеринг в России: обзор рынка / Новости Интернета вещей. Электронный ресурс: URL: https://iot. ru/gorodskaya-sreda/karshering-vrossii-obzor-rynka/

8. Завьялова Н.Б., Сидорчук Р.Р., Лопатинская И.В., Завьялов Д.В. и др. Управление качеством транспортного обслуживания в мегаполисе // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2016. – № 1. – С. 36–50.

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 29 июля 2020 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Цифровые логистические технологии: возможные перспективы и риски внедрения в цепи поставок

Совершенно очевидно, что развитие цифровых технологий фундаментальным образом изменит все области человеческой деятельности.

 6 мая 2021 / Логистика

«Апостор» предлагает решения по автоматизации для фармацевтической промышленности в России

Услуги логистики для оптовой торговли фармацевтической продукцией должны удовлетворять специальным условиям. Компания KNAPP предлагает инновационные решения для всех технологических этапов цепочки поставок в сфере здравоохранения.

 26 апреля 2021 / Логистика

Бегущие по лезвию ожиданий: как меняется логистика в В2В под влиянием роста требований потребителей в В2С

Сергей Потапов, директор по логистике крупнейшего производителя сэндвич-панелей с пенополиуретановым утеплителем В«ПрофХолодВ», рассказывает об изменениях в подходе к логистике со стороны производителя.

 21 апреля 2021 / Логистика

Многофункциональный тягач для внутрипроизводственной логистики

Буксировка, штабелирование и перемещение – сегодня эти производственные и логистические задачи могут быть выполнены с использованием только одной машины: нового многофункционального тягача STILL LTX-FF 05/10.

 12 апреля 2021 / Логистика

«Магнит» запустил собственную экспресс-доставку из «Магнит Косметик»

В«МагнитВ» объявил о запуске собственного сервиса доставки из В«Магнит КосметикВ». В тестовом режиме к услуге подключены магазины В«Магнит КосметикВ» в Краснодаре, доставка ассортимента из которых осуществляется в течение 60-90 мин.

 7 апреля 2021 / Логистика

Цифровые логистические технологии: возможные перспективы и риски внедрения в цепи поставок

Совершенно очевидно, что развитие цифровых технологий фундаментальным образом изменит все области человеческой деятельности.

 6 мая 2021 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

«Апостор» предлагает решения по автоматизации для фармацевтической промышленности в России

Услуги логистики для оптовой торговли фармацевтической продукцией должны удовлетворять специальным условиям. Компания KNAPP предлагает инновационные решения для всех технологических этапов цепочки поставок в сфере здравоохранения.

 26 апреля 2021 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Бегущие по лезвию ожиданий: как меняется логистика в В2В под влиянием роста требований потребителей в В2С

Сергей Потапов, директор по логистике крупнейшего производителя сэндвич-панелей с пенополиуретановым утеплителем В«ПрофХолодВ», рассказывает об изменениях в подходе к логистике со стороны производителя.

 21 апреля 2021 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Многофункциональный тягач для внутрипроизводственной логистики

Буксировка, штабелирование и перемещение – сегодня эти производственные и логистические задачи могут быть выполнены с использованием только одной машины: нового многофункционального тягача STILL LTX-FF 05/10.

 12 апреля 2021 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

«Магнит» запустил собственную экспресс-доставку из «Магнит Косметик»

В«МагнитВ» объявил о запуске собственного сервиса доставки из В«Магнит КосметикВ». В тестовом режиме к услуге подключены магазины В«Магнит КосметикВ» в Краснодаре, доставка ассортимента из которых осуществляется в течение 60-90 мин.

 7 апреля 2021 / Логистика
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog